Другое

От картинки к букве: как мозг ребенка совершает величайшее открытие — учится читать

Каждый родитель с замиранием сердца ждет момента, когда его ребенок сложит непонятные закорючки в первое слово. Но за этим трогательным событием скрывается грандиозная нейробиологическая революция — сложнейшая перестройка мозга, которая соединяет древние зрительные центры с речевыми и логическими отделами. Как же на самом деле происходит этот процесс и чем мы можем помочь маленькому первооткрывателю?

Не глазом, а мозгом: почему чтение — это не природный дар

Человеческий мозг эволюционно не запрограммирован на чтение. В отличие от речи или ходьбы, этому навыку нет обучающей «программы». Чтение — это культурное изобретение, которое требует от мозга создания новых нейронных связей буквально с нуля. Мозг ребенка вынужден приспосабливать уже существующие отделы, отвечающие за распознавание лиц, предметов и визуальных символов, для новой, невероятно сложной задачи: преобразования абстрактных графических знаков в звуки, а затем — в смыслы.

Процесс начинается задолго до букваря. Его фундамент — это полноценное развитие зрительной системы. К 3-4 годам формируется острота зрения, бинокулярное восприятие (способность объединять картинку от двух глаз в одну) и глазодвигательные навыки. Ребенок учится плавно прослеживать взглядом за движущейся игрушкой — это будущая основа для движения глаз по строке. Если этот этап нарушен, обучение чтению может столкнуться с серьезными трудностями.

Этапы великого пути: от зрительного восприятия к смыслообразованию

Обучение чтению — это многоступенчатый процесс, где каждая ступень критически важна.

  1. Визуальный этап. Ребенок воспринимает букву как картинку, геометрический узор. Он еще не связывает ее со звуком. Здесь важны игры на зрительное восприятие: сортеры, пазлы, «найди отличия».
  2. Фонологический этап. Происходит озарение: ребенок понимает, что каждая «закорючка» соответствует определенному звуку. Это ключевой момент! Развитию фонематического слуха прекрасно способствуют стихи, песни, игры в рифмы и в «какой звук первый в слове «мама»?».
  3. Этап слогового чтения и автоматизации. Мозг учится объединять буквы в слоги, а слоги — в слова. Нагрузка на мозг колоссальна: нужно удержать в памяти несколько букв, преобразовать их в звуки, синтезировать эти звуки и узнать получившееся слово. В этот период скорость чтения не важна — важна точность.
  4. Этап смыслового чтения. Когда технический процесс распознавания слов становится автоматическим, высвобождаются когнитивные ресурсы для главного — понимания и осмысления прочитанного. Теперь ребенок читает не для того, чтобы просто сложить буквы, а чтобы узнать историю, получить знания.

Тише едешь — дальше будешь: что действительно важно

Гонка за ранним чтением может оказаться губительной. Давление и форсирование событий создают негативную установку, вызывая у ребенка стресс и отторжение. Гораздо продуктивнее создать богатую языковую среду: много говорить, читать вслух самые разные книги, обсуждать сюжеты и картинки.

Если в 5-6 лет ребенок путает буквы, пишет их зеркально или с большим трудом сливает слоги — это чаще всего вариант нормы. Мозгу нужно время. Тревогу бить стоит, если эти трудности сохраняются к концу первого класса, сопровождаются нарушениями речи или координации. В этом случае поможет нейропсихолог или логопед.

Главный секрет обучения чтению прост: оно должно быть не обязанностью, а желанным ключиком к миру увлекательных историй и открытий. Наша задача — не заставить, а увлечь, подготовив к одному из самых сложных и прекрасных путешествий — путешествию в мир текста.

Источник: https://www.medsest.ru/info/pediatrics

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»