Детские клубы для самых маленьких и всевозможные развивающие студии. Театры, музеи и представления на любой возраст, вкус и цвет. Сегодня на смену «обычным» цирку и зоопарку пришёл яркий карнавал парков чудес, кинотеатров, океанариумов, планетариев, аниматоров, ёлок и других, почти бесконечных, развлечений.
Вот и получается, что дети живут как будто в плотном расписании, которое разрабатывают для них родители. Да только у этого яркого, интерактивного и очень развивающего расписания есть обратная сторона, точнее несколько.Скучать — полезно!
Одна из самых частых родительских тревог — «вдруг ребёнок заскучает». Однако сегодня всё чаще можно услышать: «Ребёнку полезно поскучать».
Современные исследования, психология, педагогика, да и родительский опыт уверенно подтверждают, что скучать полезно и что ребёнку важно уметь делать это. Скучать необходимо, чтобы формировались автономность, навыки решения задач и самоорганизации, творческое мышление. Чтобы ребёнок мог узнавать себя и мир, учился самостоятельно организовывать свой досуг и «развлекать себя», не полагаясь на постоянное внешнее стимулирование и решения «за него».
Детям, серьёзно перегруженным культурно-развлекательным досугом, может быть свойственна эмоциональная бедность, сниженная самостоятельность, отсутствие привычек читать, общаться, играть. Это ещё и избыток стресса для ребёнка: утомляющая дорога, перегруз информацией, активностью, эмоциями, и правила поведения, которым сложно следовать, и больше поводов для недовольства родителей.Саморегуляция и гаджеты
А ещё плотное расписание, как бы парадоксально это ни звучало, обедняет отношения родителей и детей и сводит к минимуму возможность просто поболтать с ребёнком «ни о чём», вместе позаниматься обычными делами или даже побыть вместе без дела. Именно в «тишине» от всевозможных стимулов и потребления контента могут рождаться доверие и близость, появляться дополнительные поводы обняться, подумать каждый о своём.
Или, наконец, задать друг другу вопросы, на которые не хватало времени.
Одно из новейших исследований подтвердило, что вызов «поскучать» имеет для ребёнка младшего возраста прямое отношение к процессам саморегуляции, а ещё учит ребёнка социальным стратегиям преодоления скуки. Чаще всего — обратиться за помощью к родителям или близким: «Поиграй со мной», — или играть самостоятельно. Саморегуляция, возможность обратиться за помощью к близким, автономность и умение развлекать себя самостоятельно — эти навыки пригождаются, когда ребёнок взрослеет и встречается уже с другими вызовами.
Нужны ли ребёнку театры и ёлки? Нужны.
Дело, как всегда, в балансе. Главное, чтобы оставалось место и для возможности поскучать, сформировать автономность, и для контакта с родителями в «тишине» от развлечений.
Прочтите советы психолога по борьбе с детской скукой, узнайте, почему дети ленятся и всегда ли их поведение обусловлено ленью, и посмотрите, почему современные дети скучают в школе и не умеют дружить.