Здоровье

СДВГ у детей: как проявляется и что делать родителям

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) занимает лидирующую позицию среди психических нарушений у детей и подростков. Его распространенность варьируется в пределах 3–8% по всему миру, но в экономически развитых странах показатель заболеваемости заметно выше. Основной фактор развития расстройства – нарушения нормального формирования структуры мозга и центральной нервной системы. У пациентов с СДВГ наблюдается истончение ткани префронтальной коры – области, отвечающей за внимание, способность контролировать поведение и эмоциональные реакции. О причинах и лечении этого нарушения поговорим с руководителем клиники кандидатом медицинских наук Александром Юрьевичем Шишониным.

Александр Юрьевич, как проявляется СДВГ?

– Детям трудно концентрироваться, сидеть спокойно и успевать за учебной программой. Это отражается на их будущей социальной адаптации и увеличивает вероятность асоциального поведения. Синдром затрагивает представителей обоих полов примерно одинаково, но проявляется по-разному. Мальчики склонны демонстрировать повышенную активность, тогда как девочки страдают преимущественно нарушением способности удерживать внимание. Их состояние также характеризуется резкими сменами настроения между эйфорией и депрессивными состояниями.

Ребенок может быть чрезмерно энергичным, а затем замыкается в себе, игнорирует окружающий мир и теряет интерес ко всему происходящему вокруг. Это значительно осложняет процесс учебы, общения и социального взаимодействия. Специалисты различают три основных разновидности синдрома:

преимущественно дефицит внимания, характеризующийся неспособностью сосредоточиваться, рассеянностью и плохой памятью;
выраженная гиперактивность и импульсивность – ребенку тяжело сохранять неподвижность и контролировать эмоции;
смешанный вид, сочетающий оба предыдущих проявления и наиболее распространенный.
Как обычно лечат СДВГ у детей?

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности остается малоизученным заболеванием. Многие специалисты испытывают трудности с постановкой диагноза и выбором терапии, что нередко ведет к врачебным ошибкам. Что касается методов лечения, существует две основные стратегии.

Первая – когнитивно-поведенческая терапия, признанная научным сообществом эффективной благодаря многочисленным исследованиям и статистическим данным. Этот подход основан на интерактивном взаимодействии врача и пациента с использованием игровых элементов. Они способствуют развитию необходимых навыков и улучшению состояния ребенка. Но такая терапия требует значительных финансовых вложений, поскольку детский психологический профиль существенно отличается от взрослого и нуждается в особенном подходе.

Вторая стратегия лечения – традиционная фармакологическая терапия с применением препаратов-психостимуляторов. Они влияют на работу допаминовых и серотониновых рецепторов, улучшают концентрацию внимания и общее самочувствие. Тем не менее, несмотря на широкое применение, механизм воздействия этих лекарств пока остается недостаточно исследованным. Это вызывает сомнения и опасения родителей, не обладающих медицинским образованием и вынужденных полагаться на специалистов.

Как распознать СДВГ на ранних стадиях?

– Родителей должно настораживать наличие определенных тревожащих признаков, которые указывают на возможное развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Среди первых симптомов можно отметить:

раздражительность,
частые смены настроения вплоть до апатии и подавленности,
ухудшение качества сна,
приступы агрессии и невозможность соблюдать дисциплину,
плохую усидчивость и требование постоянного движения.
Важно обратить внимание на следующие особенности поведения малыша: частое срыгивание, регулярные ночные пробуждения, беспричинные носовые кровотечения, неприятный запах изо рта, непереносимость поездок в транспорте или закрытых пространств вроде лифта.

Также к симптомам можно отнести сложности с учебой, плохую успеваемость в целом, побеги из дома и отсутствие интереса к обучению. Эти признаки могут сигнализировать о начальной стадии или уже развившемся синдроме СДВГ.

Почему возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

– Кислородное голодание мозга, известное как хроническая гипоксия, сегодня встречается довольно часто. Когда мозг испытывает недостаток кислорода, возникают характерные симптомы, словно человеку постоянно сдавливают горло. Организм ребенка стремится компенсировать нехватку воздуха активными движениями, желанием оказаться на открытом пространстве.

Некоторые начинают испытывать страх перед закрытыми помещениями – развивается клаустрофобия различной интенсивности. Например, могут отказываться подниматься на лифтах или пытаться покинуть класс посреди урока – все это следствие недостатка кислорода.

Советский профессор Александр Юрьевич Ратнер, чьи труды были несправедливо забыты современной медициной, назвал подобное явление хронической гипоксией мозга. Эта патология, подробно описанная в его труде «Неврология новорожденных», вызвана незаметными родовыми повреждениями. И напрямую влияет на поведение и успеваемость детей. Фактически ее можно назвать предшественником современного понятия СДВГ. К сожалению, кроме исследований профессора Ратнера, подтверждающих такую взаимосвязь, больше нет научных трудов, посвященных этой теме.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»